МОУ Романовская СОШ Романовского района Саратовской области имени И.В. Серещенко
р.п. Романовка Саратовская область
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (Леонтьев А.А.)

    Функциональная грамотность обучающегося – это способность использовать знания, умения, способы и методы в действии при решении широкого круга жизненных ситуаций и обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих  на те, где эти знания, умения, способы приобретались.

    Составляющие функциональной грамотности:

    Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
    Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
    Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
    Финансовая грамотность - знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни.
    Креативное мышление - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление является способностью критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
    Глобальные компетенции - это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).

    Нормативные документы

    Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями) >>>>>

    Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями) >>>>>

    Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 18 декабря 2019 года № 1684/694/1377 «Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях» (с изменениями и дополнениями) >>>>>

    Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся» >>>>>

    Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 25 октября 2019 года №МП-П-3591 «О рекомендациях парламентских слушаний. Поручение Правительства Российской Федерации от 12 августа 2019 г. № ТГ-П8-6838» >>>>>

    Приказ министерства образования Саратовской области от 21 сентября 2021 года № 1611 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2021/2022 учебный год» >>>>>

    Приказ министерства образования Саратовской области от 16 июля 2021 года № 1195 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования» >>>>>

    Приказ министерства образования Саратовской области от 08.09.2022 № 1472 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2022/2023 учебный год» >>>>>

     Приказ министерства образования Саратовской области от 19.09.2023 № 1641«Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2023/2024 учебный год»    >>>>>

    Приказ Управления образования администрации Романовского муниципального района Саратовской области от 03.11.2021 № 156 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Романовского муниципального района, на 2021/2022 учебный год» >>>>>

    Приказ Управления образования администрации Романовского муниципального района Саратовской области от 14.09.2022 № 117-01 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Романовского муниципального района, на 2022/2023 учебный год» >>>>>

    Приказ Управления образования администрации Романовского муниципального района Саратовской области от 21.09.2023 № 143-01 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Романовского муниципального района, на 2023/2024 учебный год»  >>>>>

    План мероприятий МОУ Романовская СОШ Романовского района Саратовской области имени И.В. Серещенко по формированию функциональной грамотности учащихся на 2023/2024 учебный год  >>>>>
     

    Информационные материалы

    Проект «Формирование функциональной грамотности на портале «Единое содержание общего образования» >>>>>

    Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» >>>>>

    Исследования PIRLS в России >>>>>

    Исследования PISA в России >>>>>

    Исследования TIMSS в России >>>>>

    Запись родительского собрания «Функциональная грамотность в вопросах и ответах» (8 класс) >>>>>

    Полезные ресурсы

    Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования. 

    Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования»

    Открытые задания PISA

    Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач

    Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования г. Санкт-Петербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы

    Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа»

    Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий

    Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

    Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов РФ в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся». Задания для формирования функциональной грамотности у обучающихся для скачивания и реализации

    Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности >>>>>

    Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся») >>>>>

    Банк заданий по функциональной грамотности («Просвещение») >>>>>

    Открытые банки заданий на сайте ФИПИ

         Открытый банк заданий для оценки читательской грамотности (V-IX классы) >>>>> 
       Банк сформирован на базе текстов по предметам социально-гуманитарного цикла (русский язык, история, обществознание и география) и естественнонаучного цикла  (биология, химия и физика) и содержит 900 заданий для учащихся 5-9 классов. На базе заданий банка сформированы контрольные измерительные материалы для 5-9  классов.

         Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся >>>>>
         Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 – 9 классов включает 700 разработанных заданий, которые способствуют формированию  естественнонаучной грамотности обучающихся в учебном процессе.

         Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)  >>>>>

    К открытым банкам разработаны Методические рекомендации по использованию в учебном процессе банка заданий для оценки читательской грамотности обучающихся и Методические рекомендации по использованию в учебном процессе КИМ, сформированных на базе банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности, с которыми можно ознакомиться на сайте ФИПИ в разделе "Методическая копилка".

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie